четверг, 14 февраля 2013 г.

художник геннадий линьков

- Храм «Ильи Пророка на Славне» внесен в список культурного наследия ЮНЕСКО. Я не буду задавать риторический вопрос о том, допустимо ли подобное состояние памятника. Но вот что интересно: допустимо ли

- Во-первых, церковь Ильи впервые упоминается еще как деревянный храм в летописи XI века. То есть, она даже старше церкви на Городище. Возможно, второй храм после Софии. В традиции христианства было замещать древние капища, «поганые места», как их называет летописец, христианскими храмами. Чтобы очищать их от скверны. Характерный, хоть и более поздний пример — , в миру Алексей Михалкович, который перед постройкой собора на Хутыни два года изгонял оттуда бесов.. А Илья Пророк «гремит по небу едет», следовательно он похож на Перуна.P Мы можем судить, конечно, лишь по косвенным данным. Арциховский, проводя раскопки, обнаружил на этом месте множество могил. Тут было огромное по тем временам кладбище. А это признак того, что здесь еще с языческих времен была традиция погребения. Вероятнее всего, древнее капище Перуна тут действительно было.

- Одна из городских легенд гласит, что на месте храма «Ильи Пророка» было капище Перуна. Так ли это?

- В 50-е годы XX века в церкви был проведен ремонт с приспособлением под жилье. Тогда же, в 1952 году, с храма был убран купол. Все работы проводились под руководством . В 90-е годы начались работы по созданию проекта реставрации церкви. Но все было остановлено. Очевидно, из-за отсутствия финансирования.

- Получается, что все это время церковью «Ильи Пророка» никто не занимался?

- С точки зрения современных реалий, Славенский мыс и его архитектурный ансамбль — это реально упущенная для города возможность получить уголок, который был бы в полной мере оазисом средневекового Новгорода. Центр города буквально испохаблен советской архитектурой, Домом Советов, который нарушил весь баланс архитектурных объектов. В этой же части города удивительным образом сохранилась средневековая архитектурная планировка. То, чего в Новгороде больше нигде нет. После Екатерины II весь город был перепланирован на регулярный манер. А тут есть улицы, которые абсолютно повторяют контуры улиц XII, XIII и XIV веков, чем как раз очень гордятся европейские города. Новгород начали перепланировать с Софийской стороны, потом в 40-е годы XVIII века началось переустройство торга. Появились требования строить каменные торговые ряды, каменные дома. Перепланировка успешно прошла по линии, начиная от нынешней улицы Никольской на север.. От Никольской до Нутной присутствуют рудименты старой планировки. Ну а Воскресенский переулок, Городищенский, Посольская улица, Городищенская улица… Именно тут мы можем говорить, что ходим по тем же улицам, что и древние новгородцы. Учитывая, что именно тутP находятся главные объекты археологических открытий находятся. Раз мы это не используем, значит мы дураки.

- Все это в средние века. А что же теперь? Тихая окраина, самострой, нагромождение стилей и особняки нуворишей, соседствующие с ветхими хижинами?

Что же до того вопроса, почему они оказались на Славенском мысу расположены таким кустом… Это связано с тем, что через Славенский мыс в средние века проходила основная городская магистраль. Улица Славная. Которая шла через Рюриково городище, один из городских центров. Как известно, у Новгорода было три центра — Детинец, Городище и Торг. Улица Славная переходила в дорогу на Северо-Восточную Русь. На Владимир, в последствие на Москву. Тут были условные ворота в город. На Славенском мысу, встречали новых архиепископов, приезжавших после рукоположения в сан. Именно сюда, к храму «Петра и Павла» и «Ильи Пророка», выходили встречать их новгородцы. Дальше Славная улица шла на Торг, переходила в Великий Ряд, в Великий Мост и шла в сторону кремля. Ну а в таких людных местах и ставились крупные объекты. Такие, как храм «Ильи Пророка», как храм «Петра и Павла». Кстати, церкви «Петра и Павла» есть в каждом из древнейших городских концов. На Синичьей Горе, нынешнем Петровском кладбище. В Кожевниках, у Интуриста. И на Славне. Очевидно, это имело какой-то символический смысл.

- Примеры сдвоенных церквей не единичны. Есть в Новгороде церкви, которые буквально имеют одну общуюP стену. Пример — церковь «Апостола Филиппа». На самом деле, это два храма, которые были построены жителями соседних улиц. Каждая улица строила для себя. Слева церковь «Николая Чудотворца». Справа церковь «Апостола Филиппа». Стена общая.

- Почему на Славенском мысе расположены две церкви, «Петра и Павла» и «Ильи Пророка»? Буквально в двух шагах друг от друга…

Но вернемся к нашему с Сергеем Викторовичем разговору. Это не было интервью в том виде, как его понимают читатели. Но для удобства понимания я попытался привести нашу беседу к стандартному формату.

Наше общение и последующая полуторачасовая прогулка с Сергеем Викторовичем обернулись для меня невероятным количеством материала по истории Новгорода. В какой-то момент я почувствовал себя не местным жителем, родившимся и выросшим в Новгороде, а пришлым варягом. Так много нового и неожиданного открывается при обычной прогулке по улице Знаменской и Нутной, Воскресенскому и Городищенскому переулкам… Но истины ради: кто из нас знает, например, что известный храм «Апостола Филиппа» — это не одна церковь, а две? И что именно в ограде этой церкви был похоронен ? А кто из новгородцев подозревает о существовании каменной крепостной стены посадника Федора Даниловича? Наверное, недосуг нам, пробегая мимо очередного полуразвалившегося строения без вывески остановиться, задуматься, понять, что же это за здание. И я пообещал себе, что раз в неделю я буду рассказывать читателям моего журнала об одной достопримечательности Новгорода. По возможности, сопровождая рассказ небольшим фоторепортажем.

Я планировал вернуться . Состояние этого объекта действительно вызывает тревогу. Но так ли важно реставрировать этот храм? Может, тревога дилетанта напрасна? Я договорился о встрече с руководителем центра археологических исследований Сергеем Трояновским. И то верно: кто как не он может дать реальную оценку ситуации с терпящим бедствие храмом?

Опубликовано автором

Сергей Трояновский: «Необходимо требовать от властей реальных дел»

Предохранитель вниз до упора, очередь от живота. Я обожаю расстреливать город… (А. Розенбаум)

Сергей Трояновский: «Необходимо требовать от властей реальных дел» | Блог Кота Потапа

Комментариев нет:

Отправить комментарий